Адаптация учащихся в 1-м классе

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника.
Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс,
мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый
коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем
детям. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой
дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и
отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни
меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.
Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его
психику факторов:
• нового распорядка дня;
• ограничения на подвижные игры в школе;
• необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и
учителем;
• новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными
особенностями нервной системы.
В группу риска входят:
• Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в
силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть
целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники
чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически
не усваивают новый материал.
• Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это
может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими
заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго
концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
• Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких
дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе
им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать
учителей.
• Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с
повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка
невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается
нормальным.
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они
могут создать определенную психологическую установку, формируя таким
образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому
образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или
полугода.
Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка
правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет
идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать
что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и
поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать
психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх
перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
Наиболее сложный период психологической и физиологической
адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель
(с 1 сентября по 15 октября).
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три
группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух
месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая
физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в
новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение,
они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со
сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные
обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми,
либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила
поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не
дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются
– ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической
адаптации ребенка:
• формирование адекватного поведения;
• установление контактов с обучающимися и учителем;
• овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не
могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками –
они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не
реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как
правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся
адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация
связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы
поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не
осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении
письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя,
одноклассники, родители: они нередко «третируют детей», «мешают работать
на уроке», их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся
комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения
могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей,
нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями
психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных
социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической
адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи,
неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство
взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у
детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с
постоянным действием стресса, ограничения времени. «Перегруженные» дети
не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и
постоянно испытывают страх «не успеть» и в результате – «жертвуют»
качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно
понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах
трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся «отверженными». Это в свою
очередь рождает реакцию протеста: они «задирают» детей на переменах,
кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не
разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения
адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению
психического здоровья.
Основные причины нарушения адаптации:
• неадекватность требований педагога;
• стресс ограничения времени;
• перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
• несоответствие программ, методик, технологий возрастным и
индивидуальным возможностям;
• нарушение режима и организации учебных и внеучебных
занятий;
• нарушения психического и физического здоровья;
• психологическая и функциональная неготовность к условиям и
требованиям процесса обучения.
Возраст начала систематического обучения
Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются
повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и
неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для
физического, функционального и психического развития. По мнению
психологов, именно в это время формируются многие психологические
новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на
социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает
кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде
всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему
многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу
возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов,
влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и
на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые
дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими
заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в
начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья,
сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы,
которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно
облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и
ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого
необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная
и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность
учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Проявления дезадаптации первоклассников
1. Неврозоподобные расстройства:
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• неадекватные реакции;
• жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
• страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица,
шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
• нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы
навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки
под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная
утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное
напряжение.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном,
личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных
условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей
может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно
помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к
обучению прошла успешно.
Советы родителям
o Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете
заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям,
это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее
привыкнуть к новым условиям.
o Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать
вместе.
o Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в
учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
o Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он
столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но
это не значит, что нужно сдаваться.
o Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале
школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью,
начните посещать логопеда.
o Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства,
поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные
рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче
пережить непростой этап.
o Помните, что похвала — это стимул к новым победам.
Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
o С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый
авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при
нем никакой критики школы или учителя.
o Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни,
сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха.
Правильная организация времени поможет больше успеть.
o Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет
либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки.
Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними
достижениями.
o Помните, успех адаптации в школе во многом зависит от
родителей.