Современный урок

ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ

ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО  УРОКА

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Урок–это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.

Урок–главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы  этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой.

ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

2.Вся деятельность учителя и учащегося должна осуществляться с учетом  новейших достижений психологической науки и передовой педагогической  практики.

3.Наличие цели.

4.Постановка и решение познавательных, развивающих и воспитательных задач.

5.Деятельностный подход в обучении.

6.Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7.Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их  инициативы и творчества.

8.Оптимизация содержания обучения.

9.Комплексный подход к организации учебного процесса.

10.Совершенная структура урока.

11.Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12.Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.

13.Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

14.Оперативная обратная связь.

15.Высокий, но посильный темп урока.

16.Эмоциональный подъем на уроке.

17Наличие благоприятного психологического микроклимата.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Социально-педагогические

  1. Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и  методической подготовкой.

2.Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся .

3.Наличие хорошей учебно-материальной базы (учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, оборудованное классное  помещение).

4.Наличие благоприятного  психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении,   на любви педагога к детям.

Психолого-дидактические

1.Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.

2.Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий моменту, этапу обучения.

3.Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной   деятельности.

4.Применение активных форм и методов обучения.

5.Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.

6.Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.

7.Научная организация педагогического труда, труда учащихся.

ДОСТОИНСТВА КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

1.Равномерное прохождение учебного материала в логической  последовательности в рамках отведенного учебного времени.

2.Четкая организованность учебной работы.

3.Планомерное осуществление руководства учителем образования,   воспитания и развития учащихся.

4.Организация учебной работы с учетом психологических особенностей   овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием   личности.

5.Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.

6.Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всего учреждения образования.

7.Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого учащегося, а также необходимых коллективистских отношений.

НЕДОСТАТКИ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

 1.Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся.

2.Ограниченная возможность работать с учащимся с высокими индивидуальными способностями.

3.Трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала учащимися.

4.Ориентация учителя на учащегося среднего уровня возможностей и подготовленности.

5.Усреднение темпа прохождения учебного материала.

НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

(объяснительно-иллюстративного типа обучения)

       1.Построенный урок по схеме: «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условия реализации идей принципа развивающего обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность.

       2.Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности, которая не отражена даже в структуре урока в плане.

       3.Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить, и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность подразумевается).

Основное внимание сконцентрировано на результат, достигнутый учащимися, в процессе их обучения, протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свернутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:

     1.Четкое формулирование образовательных задач и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

     2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащегося.

     3.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах.

     4.Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля. Их оптимального воздействия на каждом этапе урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся.

     5.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

     6.Создание условий для успешного обучения учащихся.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:

1.Психологическая цель урока:

1)проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного

учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи, изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3)учёт отдельных средств психолого-педагогического воздействия,

методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

  1. 2.Стиль урока:

1)определение содержания и структуры урока в соответствии с       принципами развивающего обучения:

— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

— определение объема воспроизводящей и творческой деятельности;

— учет контроля, анализа и оценки деятельности учащегося, осуществляемых

учителем, а также взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа     учащихся;

— соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,   вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой,

установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению    трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания,   нотации и т.п.).

2) особенности самоорганизации учителя:

— подготовленность к уроку – главное осознание психологической цели и      внутренняя готовность к ее осуществлению;

— рабочее самочувствие в начале и в ходе урока (собранность,   энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели,   педагогическая находчивость и др.);

— педагогический такт;

— психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

3. Организация познавательной деятельности учащихся:

       1) определения мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

— планирование путей восприятия учащимися изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

— использование установок в форме убеждения, внушения;

— планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

— использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся  ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятья новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению).

       2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

— определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных  представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выводов).

-опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий уровня понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

— планирования приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создания преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнения заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

— руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного в обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

— использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучению отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформление работы);

  3) закрепление результатов работы:

— формирование навыков путем упражнений;

— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

4) Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих    обстоятельств при определении  сочетание индивидуальных, групповых и     фронтальных форм работы учащихся на уроке.

5) Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) диффе6ренцированный подход к сильным и слабым ученикам.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

     1) температурный режим;

     2) физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания и т.п.);

     3) освещение;

     4) предупреждение утомления и переутомления;

     5)чередования видов деятельности (смена слушания выполнения            вычислительных графических и практических работ);

     6) своевременное и качественное проведение физкультминуток;

     7) соблюдения правильной рабочей позы учащего;

     8) соответствие росту школьника классной мебели.

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  1. урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

     2) темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся – завершенными;

     3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

     4) доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

     5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

     6) обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

     7) учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Как же построить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

–      чётко определить и сформулировать для себя его тему;

–      определить место темы в учебном курсе;

–      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

–      и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.

II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.

III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

–      узнавание нового материала;

–      воспроизведение;

–      применение знаний в знакомой ситуации;

–      применение знаний в незнакомой ситуации;

–      творческий подход к знаниям.

Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к    сложному».

Составить три набора заданий:

–      задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

–      задания, способствующие осмыслению материала учеником;

–      задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Контролировать деятельность учащихся на уроке:

–      что контролировать;

–      как контролировать;

–      как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче   увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся  подлинный интерес к их работе.

VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?

Конспект должен содержать три основные части:

–      формальную;

–      содержательную;

–      аналитическую.

                  Формальная часть выглядит так:

Урок №                                              Дата

Тема:

Цель:

Задачи:

обучающие –

развивающие –

воспитывающие –

Оборудование:

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

 

                      Последовательность отдельных этапов урока

К примеру:

Организация – 1 мин.

Самостоятельная работа – 10 мин.

Новый материал – 20 мин.

Демонстрация фильма – 5 мин.

Закрепление – 7 мин.

Задание на дом – 2 мин.

Литература:

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

(с указанием страниц)

Содержательная часть – состоит из двух частей:

1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, что вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;

2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:

Этапы урока Ученики Учитель