Круглый стол «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»

Цель: создание условий для формирования представлений о роли семейных традиций в воспитании и развитии ребёнка.

Задачи: расширять представления родителей о влиянии семьи, семейных традиций на развитие личности ребенка и формирование модели его поведения;

содействовать коррекции стилей семейного воспитания;

дать рекомендации родителям о возможности формирования семейных традиций, как эффективного средства воспитания детей.

Форма организации: семинар-практикум.

Методы и приёмы: работа в группах, игры «Зажигаем солнышко счастливых семей нашего класса», «Алфавит», приём «Колесо рефлексии», беседа «Эстафета».

Предварительная подготовка:

подготовка писем-приглашений, карточек с незаконченными предложениями для проведения круговой беседы «Эстафета», памяток для родителей;

распечатка стихотворения С. Бранта «О дурном родительском примере»;

изготовление ромашки со съемными лепестками, конверта желаний.

Материалы и оборудование: памятки, карточки, видеоматериалы.

Ход собрания:

Слайд 1. На доске записываются высказывания известных людей на тему влияния семейных традиций на развитие детей.

Педагог встречает родителей, приглашает их занять места за партами, расставленными по кругу. На партах – бумага для записей, ручки или карандаши, необходимые для проведения собрания заготовки.

Слайд 2.

Педагог. У каждого человека есть свой дом. Это не просто архитектурное сооружение. Дом – это место, где человек чувствует себя защищенным, где он может отдохнуть и набраться сил. Есть такое выражение «Чувствовать себя как дома», т. е. уверенно, без страха и волнений.

Вместе с тем, сегодня мы прекрасно понимаем, что дома бывают разные, не всегда в них тепло и уютно. Есть дома, в которых процветает насилие. Немало домов для детей-сирот и престарелых людей. Есть дома, обнесенные по периметру огромным забором, с решетками на окнах (тюрьмы).

Так и родительский дом, в зависимости от того, на чем основано общение сына (дочери) с родителями – на душевной близости и взаимном доверии или на подавлении его (ее) личности и равнодушии, – может стать для него домом-крепостью, а может – домом-каторгой.

Слайд 3.

А теперь постарайтесь мысленно ответить на следующий вопрос: «Какие чувства вызывает в душе вашего ребенка свет в окнах родительского дома: радость от встречи с близкими людьми, страх понести незаслуженное наказание, боязнь быть униженным и оскорбленным?».

Покажите мне окна вашего дома: жёлтый цвет радости, чёрный цвет страха, коричневый – боязнь унижения.

Слайд 4.

«Каково в дому, таково и самому», – гласит народная мудрость.

Известный американский психолог и психиатр Эрик Берн утверждал, что основой жизненного сценария человека является его родительское программирование. Ребенок принимает его в силу ряда причин:

во-первых, программирование родителей дает ребенку уже готовую цель жизни, которую иначе пришлось бы искать самому;

во-вторых, оно предоставляет ребенку готовый вариант структурирования своего времени (вооружает ребенка образцом времяпрепровождения, одобряемым значимыми взрослыми);

в-третьих, программирование родителей моделирует его жизнь, учит, как делать определенные вещи и как вести себя в тех или иных ситуациях.

Слайд 5.

Родителям важно понимать, что ребенок склонен к подражанию, он усваивает те модели поведения, которые демонстрируют значимые для него взрослые люди.

Он кричит и грубит, если кричат и грубят родители; становится меркантильным, если отец и мать ослеплены жаждой наживы и культивируют только материальные блага семьи; отказывается жить по законам добра и уважать права другого человека, если в семье царит бесправие, ложь и лицемерие. И наоборот, добропорядочность детей порождается любовью, вниманием, терпимостью родителей.

«Терапия» родителей средствами литературы.

Педагог читает стихотворение немецкого сатирика, поэта XV в. С.Бранта «О дурном родительском примере». Для лучшего восприятия произведений учитель раздает родителям распечатку стихотворения.

Педагог просит родителей обменяться своими мыслями о прочитанном материале, обращает внимание на актуальность проблемы родительского примера как в XV в., так и в наше время.

Слайд 6.

Мини-лекция. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье. Для ребёнка важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность.

Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.

Семейные традиции – это определённые действия, принятые в одной семье, которые происходят с регулярной последовательностью и в одно и то же время. Это конкретные правила поведения, ритуалы, которые передаются детям от родителей.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки членов семьи.

  1. Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным и заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни.

Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз.

  1. Неоспоримая польза традиций доказана научно: они укрепляют семьи и привязанности, делают разнообразной жизнь в кругу родственников – совместное времяпрепровождение становится интереснее.
  2. Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению.
  3. Традиции дают супругам ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью.

Если дети участвуют в создании, разработке и праздновании значимых семейных мероприятий на протяжении всей жизни, то они будут чувствовать себя уверенно и оптимистично в будущем.

  1. Для семьи соблюдение своих особых ритуалов важно на протяжении всего детства ребенка и периода его взросления. Семейные традиции создают положительный заряд и хорошие воспоминания на всю жизнь.
  2. Семейные традиции помогут вашему ребенку развить его личность, даже в сложном подростковом возрасте осознание себя как части целого обеспечивает надежную основу, способствуя самоопределению, в том числе и касательно семейных ценностей. Подросток будет строить будущую семью по примеру своей родной, поэтому важно дать ему хороший пример.
  3. Семейные традиции будут давать вашему ребенку чувство безопасности. Каждый день перед ним может возникать множество сложных вопросов. Зная, что он может обратиться к любому из своей крепкой семьи за помощью, вряд ли он будет искать совета на улице, испытывая отрицательное давление со стороны сверстников, влияние алкоголя и наркотиков.

Проведение круговой беседы «Эстафета».

Педагог предлагает родителям поочередно продолжить незавершенную фразу, напечатанную на карточках:

— в моей семье есть хорошая традиция…

Отвечая, родители передают друг другу ромашку, отрывая лепестки, на которых дописывают традиции своей семьи.

Слайд 7. Вниманию родителей предлагается видеоролик «Тёплые семейные традиции».

https://youtu.be/Nm7KVfcWHcA

Слайд 8. Педагогическая игра «Алфавит».

Родители делятся на микрогруппы. Задача участников каждой группы – на листе бумаги записать по вертикали слово «дом», а затем в ходе совместного обсуждения на каждую букву этого слова подобрать слова-ассоциации, характеризующие смысл этого понятия и добавить семейную традицию.

Д — драка, доверие, душа, дети, дружелюбие, достаток, долг, добродетель, деньги, день рождения.

О — общение, осуждение, огонь, объятия, объяснение, отдых, обучение, опьянение, оскорбление.

М — местожительство, мама, малыш, мебель, милосердие, море.

Слайд 9. Какие слова вы бы убрали из перечня, который я вам предложила? Выберите слова-традиции семьи.

По окончании работы в микрогруппах проводится презентация и об­суждение полученных результатов, запись их на доске с последующим выбором 1-3 ключевых слов-ассоциаций, которые по коллективному мнению родителей точнее всего раскрывают значение слова «дом и его традиции».

Слайд 10. Мини-лекция.

«Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни», – говорил великий чешский педагог и общественный деятель Я. Коменский. Ярким примером может служить история «волчьих девочек» Амалы и Камалы, которых в 1920 г. миссионер и его жена нашли в одной из пещер Индии. Супруги приложили много усилий, чтобы вернуть девочкам, воспитанным волками, человеческий облик, однако их старания не увенчались успехом – у детей продолжали проявляться волчьи повадки. Среда, в которую попадает ребенок сразу после рождения, определяет, кем он станет – человеком или «волком».

Известный российский психолог В. Н. Дружинин поэтапно описал сценарий социализации ребенка в семье. В качестве первоначального образца поведения выступает модель отношений супругов в родительской семье и межличностного взаимодействия с социумом. Ребенок проигрывает эти отношения в ролевых играх со сверстниками или старшими детьми.

Слайд 11. Повзрослев, человек выбирает партнеров для общения в соответствии с усвоенной моделью взаимодействия и воспроизводит структуру ролевых отношений родительской семьи в новой семье и обществе, воплощает в жизнь те традиции семьи, которые ему знакомы с детства.

«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже вос­питываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» (А. С. Макаренко).

Традиции – это основа уклада семьи, семьи дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание.

Игра «Семейные традиции»

https://learningapps.org/view19620761

По ходу игры педагог просит родителей комментировать собранные пазлы о семейных традициях.

Заключительный этап.

Уважаемые мамы и папы, я хочу вам раздать памятки с разновидностью семейных традиций.

Ознакомление родителей с памяткой «Разновидности семейных традиций»).

Рубрика «Узелки на память».

Педагог просит родителей записать на листке семейную традицию, которую хотели бы воплотить в своей семье. Затем собирает в «Конверт желаний» и предлагает его вскрыть в конце учебного года и проанализировать результаты воплощения новых традиций.

Слайд 13. Игра «Зажигаем солнышко счастливых семей нашего класса».

К доске прикреплен желтый круг, символизирующий солнце. Педагог говорит родителям, что счастливая семья, подобно теплому солнышку, со­гревает близких людей, и просит взрослых взять заранее приготовленные лучики (полоски бумаги) и поочередно, не повторяя высказывания друг друга, охарактеризовать счастливую семью (счастливая семья (какая?) лучистая, искристая, сердечная, вечная, родная, дорогая и т. д.), а затем маркером записать свое определение на полоске и прикрепить к кругу.

Слайд 14. Подвести итог нашей встречи я хочу просмотром притчи «Полная банка» (https://youtu.be/LfcZAVjNO6Q).

Слайд 15. Экспресс-анализ оценки процесса и результатов собрания «Колесо рефлексии». Родители поочередно обмениваются впечатлениями о встрече, рассказывают о своем эмоциональном состоянии, оценивают свое участие в общей работе, а также качество и новизну полученных знаний.

https://wordwall.net/ru/resource/45992668

Список использованных источников:

  1. Богословская, В. С. Школа и семья : конструктивный диалог : учебно-методическое пособие / В. С. Богословская. – Минск : Университетское, 1998 . – 88 с.
  2. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік для педагогаў агульнаадукацыйных устаноў і ўстаноў пазашкольнага выхавання і навучання / Г. П. Арлова. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2009. – 143 с.
  3. Панько, Е.А. Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования / Е.А. Панько; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.

Приложение 1.

Письмо-приглашение для родителей.

«Уважаемые родители! Дом – это не дорогое жилое строение или квартира, не материальный достаток семьи, а люди! Дом – это место, где спокойно и хорошо, где живут те, кто тебя знает, любит, понимает, принимает, кому ты можешь всецело доверять и отношения с кем прошли проверку временем. Дом – это традиции, которые существуют в вашей семье и передаются из поколения в поколение. Родительский дом должен согревать ребенка, создавать ощущение комфорта и безмятежности, оберегать детство. Согласны ли вы с подобными утверждениями? Есть ли у вашей семьи семейные традиции? Предлагаю вам обсудить эти и многие другие вопросы во время родительской встречи «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка», которая состоится… (называется время и место проведения).

С уважением, классный руководитель.

Приложение 2.

О дурном родительском примере.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Теперь вести себя прилично

Не в моде стало, и обычно

И женский пол, себя позоря,

Стал срамословить в разговоре.

Мужья – пример для жен своих,

А дети учатся у них:

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна!

Что говорить, – спокон веков

Полно на свете дураков!

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Когда родители умны

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Попался как-то Диогену

Какой-то пьяный совершенно,

Впервые встреченный юнец.

«Сынок, – сказал ему мудрец, –

Ты, вижу, весь в отца родного:

Бьюсь об заклад – он раб хмельного!»

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Себастьян Брант

Приложение 3.

Памятка «Разновидности семейных традиций»

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. (Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник, походы в горы и т.д.)

Примеры традиций:

Празднование дней рождений и семейных праздников.

Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам.

Совместные игры с детьми.

Семейный обед по выходным дням. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.

Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

Чтение перед сном. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.

Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь.

Подарки своими руками. Во многих семьях принято, чтобы дети к праздникам делали подарки своими руками родителям и близким родственникам.

Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца, недели вся семья собирается за чаепитием, мороженым, пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы, проблемы, радости, бюджет, покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!

Совместные приёмы пищи.

Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми.

Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.

Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.

Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово.

Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись.