Практикум для профессионала

Как предотвратить детский суицид: рекомендации
для учителей и администрации учреждений
образования

Детский суицид… Сочетание этих двух, на первый взгляд,
несочетаемых слов уже давно доказало свою актуальность. Почему
несочетаемых? Ведь все орфографические нормы в данном словосочетании
соблюдены. Все верно. Только остается непонятным, что же может
произойти в жизни ребенка, чтобы он сказал себе, что пора уходить из
жизни?
Республика Беларусь заняла пятое место в мире и третье в Европе по
количеству суицидов по данным рейтинга Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), составленного по итогам 2016 года. От самоубийств
в нашей стране в 2018 году люди погибают в 6,8 раз чаще, чем в результате
убийств – такие данные
содержатся в Демографическом
ежегоднике за 2019 год, который
опубликовал Белстат. Ситуация
по самоубийствам среди подростков также остается одной из самых
напряженных. Возникает вопрос: неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы улучшить ситуацию? Можно, и очень многое уже сделано. Однако проблема заключается в том, что очень сложно учесть абсолютно все, что
происходит с изменяющимся человеком в изменяющемся мире.
Наш журнал, уважаемые читатели, также не остался в стороне от
поиска подходов к решению данной проблемы. На страницах журнала
«Диалог», в рубрике «Ключ к себе», мы постоянно публикуем статьи,
которые направлены на оказание помощи человеку в трудной жизненной
ситуации; статьи, в которых были обозначены варианты ответа на вопрос:
зачем жить? Надеюсь, мы смогли кому-то помочь…
Почему надеюсь? Потому что трудность поиска ответа на вопрос
«зачем жить?» можно объяснить разными подходами к пониманию жизни и
смерти. Отказаться от жизни – значит примириться с обстоятельствами и
отказаться от возможности стать счастливым. Ведь трудные жизненные
ситуации приходят в нашу жизнь потому, что тех привычных способов,
которые мы использовали, чтобы делать самих себя счастливыми, больше
недостаточно. Отказаться от жизни – значит отказаться от уникальной
возможности искать ответы на многочисленные каждодневные вопросы,
которые ставит перед нами жизнь, и способности «искать и делать из себя
человека», согласно И. Бродскому.
Самое главное, что следует помнить: до тех пор, пока человек
чувствует, что он кому-то нужен и кто-то нужен ему, у него не возникнет
мыслей по поводу смысла своей жизни.
Пришло время искать и находить новые ресурсы, новые возможности
для счастья. Переживания, страдания помогают нам обрести новое
понимание радости, показывают новые ее проявления.
На сегодняшний день существует огромное количество подходов,
объясняющих, почему дети и подростки совершают суициды и как их можно
предупредить. Так, например, согласно одному из подходов, наше поведение
зависит от того, как мы сами к себе относимся. Получается, что, совершая
суицид, подросток стремится себя
убить? Нет. Подросток ищет не
смерти, а помощи, хочет, чтобы
кто-то ему показал, зачем жить,
убедил, что жить не так уж плохо. Получается, что наша первостепенная
задача – научить подростка говорить жизни «Да!», помочь ему осознать
ценность жизни. Кто может это сделать? Прежде всего, учителя.
Именно вам, уважаемые учителя, адресована данная статья. Главная ее
идея: детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Для
этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не
решит уйти из жизни и не воплотит свое решение в жизнь за считанные часы.
Как правило, подобное решение «созревает» не один день, и даже не неделю.
И все это время дети и подростки отчаянно взывают к взрослым, различными
способами давая понять, что им очень плохо.
Как правило, работа по профилактике суицидального поведения
осуществляется непосредственно с детьми и подростками. Однако мы
предлагаем Вам, уважаемые учителя, исходить из следующих двух
принципов:
1. Обязательно работать с социальным окружением ребенка – прежде
всего, с родителями. Когда мы создаем благоприятное социальное
окружение, меняется и ребенок, находящийся в нем.
2. Проводить профилактические мероприятия с детьми и подростками
систематически, а не только тогда, когда появляются какие-то тревожные
сигналы.
Итак, для начала давайте рассмотрим, что обозначает понятие
«суицидальное поведение», а затем перейдем к рассмотрению руководства по
предупреждению суицидального поведения у детей и подростков, которыми
сможете воспользоваться вы, уважаемые учителя, классные руководители и
администрация школы.
Что такое суицидальное поведение
Это сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями,
направленными на ее прекращение. Для подростков характерны повышенные
агрессивность, конфликтность, протестное поведение, ранимость,
обостренное чувство достоинства, импульсивность в принятии решений,
эмоциональная неустойчивость, максимализм. Эти черты характера могут
способствовать формированию суицидального поведения.
Что вам нужно знать
Если вы являетесь учителем или классным руководителем, то чтобы
своевременно выявить подростка, склонного к совершению суицида, вам
нужно знать, что суицид подростков имеет следующие характерные
черты:
 суициду, как правило, предшествуют кратковременные, объективно
нетяжелые конфликты в сферах близких отношений – в семье с родителями,
в школе с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по
внешкольному досугу. Такие конфликты воспринимаются подростками как
крайне значимые и вызывают драматизацию событий;
 суицидальный поступок воспринимается подростком в
«романтически-героическом» ореоле: как смелый вызов, как решительное
действие, как мужественное решение;
 суицидальное поведение подростков иногда демонстративно, в нем
есть признаки «игры на публику» (способ получить сочувствие, внимание,
любовь, выразить протест, наказать себя и других);
 суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в
нем часто нет продуманности, взвешенности и точного просчета.
Необходимо также учитывать основные признаки возможности
планирования подростком суицида:
 разговоры подростка на темы самоубийств и смерти, повышенный
интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла
жизни, рисунки с гробами и крестами, письма или разговоры прощального
характера («Я не могу так дальше жить…», «Я больше не буду ни для кого
обузой…» и т. д.);
 склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, делению
мира на «белое» и «черное»;
 снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять
трудностям (депрессия, стрессовые состояния, болезни и т. д.), что часто
отражается в форме резкого снижения успеваемости в школе или в приеме
алкоголя, наркотиков;
 Наличие примера самоубийств в ближайшем окружении подростка,
особенно самоубийств родителей или друзей (желание воссоединиться с
умершим родственником или другом);
 Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в
неблагополучной семье, конфликты с близкими, потеря дорогого человека,
общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.
Следует знать и обращать внимание на особенности поведения
подростков, указывающие на готовность к суициду:
 возбужденное, «вызывающее» поведение, внешне похожее на подъем,
однако, с проявлениями суеты и спешки;
 внезапные приступы внешне немотивированной агрессии по
отношению к сверстникам и близким;
 депрессия, апатия, безмолвие, стремление к уединению: подросток
часто уходит от исполнения своих обязанностей, бессмысленно проводит
время, в его поведении заметно некоторое оцепенение или сонливость;
 выраженное чувство собственной несостоятельности, вины, стыда за
себя, за какой-то свой поступок;
 отчетливая неуверенность в себе, ощущение собственной беспомощности, бесполезности, безнадежности («Никому я не нужен», «Всем будет лучше без меня»);
 безразличие к внешнему виду, небрежность в одежде;
 раздаривание ценных вещей или денег.
Помните!
Подросток, начавший задумываться о суициде, все-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хотя бы кто-нибудь увидит,
как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе.
Сигнал беды
Сигналом беды является заметная перемена в обычных манерах поведения и настроении подростка. Можно выделить внешние
обстоятельства, провоцирующие подростка к суицидальному поведению:
 безнадзорность подростка, отсутствие у него опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
 неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение или, наоборот, назойливая опека взрослых, жестокость старших членов семьи, их критичность к любым поступкам подростка;
 отсутствие у подростка близких друзей, отвержение в классе или внешкольном коллективе;
 серия отдельных неудач в учебе, внешкольных занятиях – спорте или творчестве;
 неразделенная любовь, ревность или измена, беременность у девочек.
Что вам нужно делать при возникновении подозрений на суицид
Если вы классный руководитель и отметили у себя в классе подростка,
в отношении которого появилось подозрение, что он в настоящий момент
склонен к совершению суицида, обязательно бейте тревогу. Для начала,
чтобы развеять или подтвердить свое подозрение, необходимо выполнить
следующие действия:
 крайне осторожно поговорите с друзьями подростка и другими
одноклассниками, не раскрывая им цель разговора и не показывая явный
интерес к его поведению;
6
 поговорите с другими учителями школы, работающими с этим
классом, на тему: не замечали ли они особенностей в поведении подростка;
 найдите нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка и,
поговорив с его родителями и близкими, оценить состояние семейной
атмосферы, наличие конфликтов;
 если подросток посещает секцию или кружок, пообщайтесь с
руководителем, обсудите успехи, проблемы и поведение подростка;
 проведите классный час или иное мероприятие, на котором
поговорите с учениками класса на тему их отношения к своему будущему, об
их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые
популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка,
вызвавшего ваше подозрение;
 поговорите с самим подростком, найдя относительно нейтральный
повод для беседы, например, о результатах учебы по какому-либо учебному
предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо
проблем.
Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно,
поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред:
если подозрения были обоснованными, они могут спровоцировать свершение
суицида, а если необоснованными – вызвать нежелательные разговоры,
способные навредить и вам, и подростку.
Что вам нужно делать, если ваши подозрения укрепились
Если вы классный руководитель и ваши подозрения о возможности
подростка совершить суицид укрепились, не следует пытаться самому
решать эту проблему. Нужно сообщить о своих тревогах директору школы
и, если в школе есть детский психолог, привлечь его к принятию срочных мер.
Что нужно делать директору школы
Директор учебного заведения поручает школьному психологу
проведение индивидуальной работы с подростком, организует сбор
дополнительной информации о его семье, запросив ее в территориальной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – эта информация
поможет психологу в его работе.
Уважаемые учителя!
Помните, что от ваших действий может зависеть жизнь подростка!
Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию и в классе, и в семье!
Хочешь умереть, умри, но… только завтра.
А если завтра будет тяжело, подожди
ещё день, и если потом будет
так же больно, то умереть никогда
не поздно! Если будешь проживать
так каждый день, появятся и хорошие дни.
Наступит день, когда ты скажешь:
«Хорошо, что я не убил себя тогда!».
Афоризм.
Вы всегда можете обратиться за помощью в Республиканский центр
психологической помощи по адресу: г. Минск, ул. Чюрлёниса, 3 (1 этаж
общежития БГПУ № 8). Телефон: (+375 17) 300 1006. E-mail: rcpp@bspu.by.
Удачи Вам!