Экспериментальный проект (2022-2024)

«Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования»

Проект предполагает общереспубликанский масштаб апробации, поэтому он  представлен во всех областях Республики Беларусь.

Программа экспериментальной деятельности апробируется в 27-ми учреждениях образования. Это школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования.

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну

Основная идея проекта заключается в том, что одним из ключевых факторов эффективной педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования выступает специально организованный процесс научно-методического сопровождения деятельности педагогов, осуществляющих профильную и допрофильную педагогическую подготовку учащихся.

Впервые в Республике Беларусь проходит апробация единой модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизациия.

 Обоснование целесообразности осуществления экспериментального проекта

Результаты республиканского мониторинга показывают, что педагоги испытывают определенные затруднения в деятельности по педагогической профилизации. Так, по результатам анкетирования педагогов, ведущих факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию» (май 2021 г.), большинство затруднений связано с:

Затруднения педагогов

С целью преодоления данного противоречия была разработана модель научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования, До этапа внедрения модель требует апробации.

Описание структуры и содержания внедряемой апробируемой экспериментальной модели (технологии, методики, системы и др.)

Уровни НМС

Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по педагогической профилизации осуществляется на трёх уровнях: личностном, институциональном и кластерном.

1. Личностный уровень

Решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит в процессе непосредственного межличностного взаимодействия («сопровождаемый – сопровождающий») или в процессе «взаимодействия с собой»: самоорганизации, саморегуляции, самообразования, саморазвития, рефлексии педагогом собственных профессиональных дефицитов по педагогической профилизации и самопомощи в их преодолении. Основной механизм — индивидуальная программа НМС деятельности педагога по педагогической профилизации.

2. Институциональный уровень

Решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт ресурсов УОСО, в котором осуществляется педагогическая профилизация. Основной механизм — программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УОСО (для педагогического коллектива).

3. Кластерный уровень

Решение личностно-профессиональных затруднений педагога происходит за счёт интеграции усилий и потенциала субъектов республиканского и региональных кластеров, участвующих в сопровождении процесса педагогической профилизации. Основной механизм — программа НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации на уровне УНИК НПО.

Формы, методы и средства НМС.

НМС деятельности педагогов по педагогической профилизации требует отбора адекватных средств реализации данного процесса. На каждом из этапов НМС могут быть использованы различные технологии, методы, организационные формы. Выбор обусловлен, в первую очередь, основной задачей, решаемой на конкретном этапе:

1. Диагностический этап: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование.

2. Проектировочный этап: моделирование, проектирование, ресурсное картирование, планирование. Отбор форм, методов и средств при проектировании программ сопровождения производится в соответствии с уровнями НМС:

Личностный уровень: собеседование, наставничество, индивидуальное консультирование, модерирование, супервизия, стажировка, работа над индивидуальной методической темой, создание «портфолио» достижений, участие в профессиональных конкурсах, проведение мастер-классов, открытых уроков, участие в профессиональных сообществах, решение кейсов, изучение передового опыта по педагогической профилизации, ознакомление с обзором новинок методической литературы, систематизация и обобщение опыта (публикации) и др.

Институциональный уровень: работа в составе творческих / проблемных групп, работа над единой методической темой, обмен педагогическим опытом, посещение открытых уроков, мастер-классов, мастерских, методический марафон уроков в педагогических классах, групповые консультации, семинары, вебинары, тренинги, игровые формы (деловые, организационно-коммуникационные, организационно-мыслительные, организационно-деятельностные игры); диалоговые формы: дискуссия и ее свернутые формы («круглый стол», форум, дебаты, диспут, «панельная дискуссия», «аквариумное» обсуждение проблемы), проблемный семинар; метод проектов, методы активного и интерактивного обучения, методы контекстного обучения, информационно-коммуникационные технологии, создание и апробация новых УМК, педагогических технологий и др.

Кластерный уровень: конференции, круглые столы, научно-методические и проблемные семинары, вебинары, курсы повышения квалификации, дистанционные курсы, корпоративное обучение, форсайт-технология, информационно-справочные, просветительские методы, сетевые формы взаимодействия, мероприятия интернет-сообществ педагогов, информирование о достижениях в области педагогической профилизации через СМИ и др.

3. Реализационный этап: реализация отобранных форм, методов и средств сопровождения в рамках реализации программ НМС.

4. Рефлексивный этап: анкетирование, тестирование, экспресс-диагностика, методики получения обратной связи, анализ и самоанализ результатов НМС.

Ожидаемый результат НМС:

повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих в условиях педагогической профилизации образовательного процесса.

Критерии и показатели эффективности НМС выделены в соответствии с трёхкомпонентной структурой компетентности педагогов в области педагогической профилизации:

Когнитивный критерий:

  • тенденции развития уровня знаний и теоретических умений педагогов в области педагогической профилизации

Деятельностный критерий:

  • тенденции развития уровня сформированности умений и навыков педагогов по педагогической профилизации
  • проявление субъектной позиции в деятельности по педагогической профилизации

Мотивационный критерий:

  • динамика мотивов деятельности педагогов по педагогической профилизации
  • степень интереса к осуществлению процесса педагогической профилизации

Средства оценки эффективности НМС:

  • мониторинг,
  • анкетирование,
  • входной и итоговый контроль,
  • экспресс-контроль,
  • системно-структурный анализ деятельности,
  • рефлексия