Преемственность дошкольного и начального школьного образования

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ

И ПЕРВОЙ СТУПЕНЯМИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Преемственность между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.

    В структуру образовательной деятельности входят следующие компоненты:

  1. I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) организационно — рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания и обучения, его эрудированность.

  1. Цели и задачи:

Главные цели деятельности дошкольного образования

и первой ступени общего среднего образования:

— формирование у детей умения учиться,

— создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения;

— для дошкольного образования — раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Основные задачи сотрудничества дошкольного образования

и первой ступенью общего среднего образования:

— улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе;

— обеспечение естественности перехода из разновозрастной группы дошкольного образования в первый класс общего среднего образования и обеспечение быстрой адаптации;

— углубление интереса к жизни школы;

— обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;

— установление связи между программами, формами и методами работы дошкольного образования и общего среднего образования;

— установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии;

— установление связи в развитии личности ребенка в целом;

— осуществление преемственности дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования в формировании универсальных и специальных знаний;

— преемственность содержания образования и воспитания в разновозрастной группе дошкольного образования и первом классе общего среднего образования

  1. Формы работы дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования:

— педагогические советы, семинары, круглые столы педагога разновозрастной группы дошкольного образования, педагогов школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;

— планирование и осуществление совместной практической деятельности педагога и учителей с детьми–дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);

— взаимодействие медицинских работников, педагогов разновозрастной группы и школы;

— проведение «дней выпускников» в группе;

— совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников дошкольного образования и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

— встречи родителей с будущими учителями;

— анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

— посещение воспитателем разновозрастной группы уроков в школе, а учителями школ занятий в группе с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

— совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения с участием руководителя учреждения;

— проведение родительских собраний в группе с участием учителей и воспитателя;

— изучение воспитателем и учителем программ дошкольного образования и I класса с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

— организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

— беседы учителей с воспитателем о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

— совместная подготовка к праздникам, организация выставок;

— проведение Дня открытых дверей.