Информация о принимаемых мерах по противодействию торговле людьми в Республике Беларусь

В настоящее время проблема торговли людьми, к сожалению, продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

Беларусь является преимущественно страной происхождения “живого товара”. В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют людей, в основном, в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации, а для трудовой эксплуатации – как правило, в Россию.

Учитывая актуальность проблемы торговли людьми, Республика Беларусь в 2003 году ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы. Кроме того, Беларусь является участником всех универсальных конвенций ООН в области борьбы с торговлей людьми.

За короткий срок в стране выполнен значительный объем работы по совершенствованию и приведению к международным стандартам национального законодательства.

В марте 2005 года принят Декрет Президента, который урегулировал ключевые позиции в таких сферах, как трудоустройство и обучение граждан за границей, международное усыновление, деятельность брачных, модельных и туристических агентств. В августе 2005 года издан Указ Президента, которым регламентируется понятие “жертва торговли людьми” и определяются меры по защите и реабилитации жертв трафикинга.

В Уголовный кодекс Беларуси в 2005 и 2008 годах внесены изменения и дополнения. В настоящее время в республике действуют 6 составов преступлений, криминализирующих торговлю людьми и связанные с ней деяния (максимальное наказание – лишение свободы сроком до 15 лет с конфискацией имущества). Вот эти статьи:

    1. Статья 171 “Использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией”,

 

    1. Статья 171 “Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией”,

 

    1. Статья 181 “Торговля людьми”,

 

    1. Статья 181 “Использование рабского труда”,

 

    1. Статья 182 “Похищение человека” (если действия совершаются в целях эксплуатации людей),

 

  1. Статья 187 “Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом)”.

В отдельную группу вынесены преступления, связанные с порнографией, в том числе детской. Наказание за детскую порнографию – лишение свободы сроком до 13-ти лет с конфискацией имущества.

Своеобразным итогом законодательной деятельности в данной сфере стало принятие в январе 2012 года Закона Республики Беларусь “О противодействии торговле людьми”, который был разработан по инициативе МВД и обобщил все нормативные акты республики в данной сфере. При подготовке закона учитывалась наработанная положительная практика, тенденции развития преступности и международный опыт борьбы с торговлей людьми.

Кроме того, законодательно получило закрепление понятие “порнографические материалы или предметы порнографического характера с изображением несовершеннолетнего”. Данное обстоятельство позволит акцентировать усилия правоохранительных органов на борьбе с изготовлением и распространением детской порнографии.

В Беларуси реализуется национальный план действий по противодействию торговле людьми, представленный в виде государственных программ. В настоящее время выполняется третья по счету Государственная программа, рассчитанная на 2011-2013 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Беларусь.

В Беларуси в противодействии торговле людьми задействованы государственные органы, средства массовой информации, международные организации и общественные объединения.

В соответствии с Законом “О противодействии торговле людьми” вопросы координации в данной сфере разделены на два блока.

Первый блок затрагивает координацию правоохранительных органов. Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, созданное при Генеральной прокуратуре, координирует деятельность Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного пограничного комитета, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета.

Координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, созданные при Прокуратуре города Минска и шести областных прокуратурах, координируют деятельность местных органов внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, прокуратуры и следствия.

Второй блок касается координации при защите и реабилитации жертв торговли людьми, в том числе за рубежом. Здесь Министерство внутренних дел координирует деятельность Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел и общественных объединений (неправительственных организаций).

В Академии МВД Республики Беларусь с 2005 года для правоохранительных органов осуществляется подготовка специалистов по противодействию торговле людьми.

С 2007 года действует открытый при содействии Международной организации по миграции Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми, который является базовым учреждением по профильной подготовке специалистов из государств-участников СНГ.

Особое внимание в республике уделяется информированию общественности и проведению превентивных кампаний.

Ежегодно на сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор принимаемых в республике мер по борьбе с торговлей людьми, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.

Задачи по реабилитации и социальной реинтеграции жертв торговли людьми возложены на Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв торговли людьми, имеющих возраст старше 18-ти лет.

Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв торговли людьми, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет.

Для детей в возрасте до трех лет предусмотрена реабилитация в организациях Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).

Механизм оказания помощи жертвам торговли людьми закреплен на законодательном уровне. Для реабилитации жертв торговли людьми предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи:

    1. предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания;

 

    1. правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов;

 

    1. медицинская помощь;

 

    1. психологическая помощь;

 

    1. установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи или в детские интернатные учреждения;

 

  1. содействие в трудоустройстве на постоянную работу.

Кроме того, в рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).

Однако есть и проблемы. Несмотря на наличие государственных структур, в вопросах реабилитации республика, в основном, использует возможности международных и неправительственных организаций.

Абсолютное большинство жертв трафикинга прошло реабилитацию в Представительстве Международной организации по миграции в Республике Беларусь (из них около 90 % были идентифицированы специализированными подразделениями МВД в ходе оперативно-розыскной деятельности).

В 2009–2010 годах прорабатывалась возможность создания в Беларуси компенсационного фонда для жертв торговли людьми, однако от этой идеи по некоторым причинам мы вынуждены были отказаться. Альтернатива была найдена в виде адресной социальной помощи жертвам трафикинга. Законом Республики Беларусь “О противодействии торговле людьми” предусматривается возможность выплаты единовременного социального пособия лицам, пострадавшим от торговли людьми.

Осознавая, что в одиночку с проблемой торговли людьми не справиться, Беларусь активно выступает с предложениями по борьбе с современным рабством на международной арене.

В ходе Саммита глав государств и правительств в сентябре 2005 года в Нью-Йорке Президент Республики Беларусь с трибуны ООН выступил с инициативой об активизации усилий в противодействии торговле людьми, особенно, в борьбе со спросом на живой товар.

В развитие данной инициативы 30 июля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН приняла глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Этот документ призван стать действенным механизмом по мобилизации и объединению усилий всех заинтересованных для предотвращения и пресечения торговли людьми: государств, международных организаций, гражданского общества, частного сектора, СМИ и направить эти усилия в согласованные, сбалансированные и всеобъемлющие рамки.

Государственными органами Беларуси налажено сотрудничество с такими международными организациями, как Программа развития ООН, Международная организация по миграции, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Детский Фонд ООН и другими.

Взаимодействие и координация государственных структур с неправительственными организациями осуществляется в рамках проектов международной технической помощи.

Успешное противодействие торговле людьми также строится на взаимодействии правоохранительных структур стран происхождения, транзита и назначения. Министерством внутренних дел Беларуси налажены прямые контакты с правоохранительными органами стран Евросоюза, Ближнего Востока и Содружества Независимых Государств. С некоторыми странами у Беларуси есть международные соглашения исключительно по противодействию торговле людьми, например с Турецкой Республикой. Это существенно повышает уровень работы правоохранительных органов.

Так, в апреле 2011 года правоохранительными органами Беларуси задержана белорусская гражданка, которая на протяжении более 10 лет (с 2000 года) вывозила молодых соотечественниц в Турцию для занятия проституцией.

Сама она постоянно проживала на территории Турецкой Республики, где подыскивала клиентов для девушек и организовывала встречи, при этом изымая у них 50% полученных денежных средств.

В ходе периодических приездов в Беларусь она подбирала и вывозила в Турцию для занятия проституцией новых “работниц”. Всего в ходе расследования были установлены 20 девушек, подвергшихся сексуальной эксплуатации. В настоящее время это дело рассматривается в суде.

Основными формами трафикинга в Беларуси являются торговля людьми с целью сексуальной или трудовой эксплуатации. Кроме того, выявляются единичные случаи торговли людьми с целью изъятия органов для трансплантации. Также можно произвести разделение на торговлю людьми, связанную с вывозом потерпевших за рубеж и внутри государства.

В Беларуси основным источником информации о фактах торговли людьми являются сведения, полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время правоохранительные органы республики, в основном, устанавливают жертв, подвергшихся эксплуатации 3–5 лет назад. Действия современных трафикеров мы пресекаем при попытке вывоза людей из страны, а затем уже проверяем их на причастность к преступлениям прошлых лет.

Так, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в марте 2012 года перекрыт канал поставки белорусских девушек в Германию. Гражданин Беларуси вступил в преступный сговор с гражданами России и Германии, постоянно проживающими в г. Гамбурге. По их просьбе в г. Минске он завербовал для занятия проституцией в нелегальном борделе Германии двоих девушек, при этом за каждую ему было обещано вознаграждение в 1000 Евро. После этого жители Германии приехали в нашу страну на автомобиле для перевозки потерпевших к месту эксплуатации. При попытке вывоза за рубеж трое трафикеров были задержаны с поличным. В настоящее время возбуждено уголовное дело, проводится расследование.

Наряду с пресечением межгосударственного трафикинга, правоохранительные органы Беларуси отслеживают ситуацию внутри страны, ликвидируя преступные группы сутенеров.

В настоящее время тревогу вызывает тенденция перестройки деятельности торговцев людьми, а также лиц, контролирующих деятельность проституток, в ходе которой применяются все более изощренные и глубоко законспирированные схемы с четким разделением ролей и обязанностей. Преступные деяния становятся все более латентными, их выявление, предотвращение и расследование постоянно усложняется.

Получили распространение схемы контроля проституток с использованием сети Интернет и электронных денег. В итоге, нередки случаи, когда от получения оперативной информации до задержания преступников с поличным и привлечения к уголовной ответственности уходит несколько месяцев кропотливой работы.

Реалиями современности становится факт приезда в Беларусь иностранных граждан с целью “секс-туризма”.

В июне 2011 года в г. Минске задержан гражданин Королевства Бахрейн, который на протяжении 5 лет занимался организацией секс-туров для состоятельных граждан из арабских государств.

Для этого он в пригороде Минска арендовал несколько коттеджей, где встречал и размещал приезжавших якобы с туристической целью иностранцев. Для оказания интимных услуг за вознаграждение он поддерживал постоянные контакты с 15-20 проститутками. В настоящее время проводится расследование данного дела.

Наблюдаемая в последнее время общемировая тенденция развития проблемы детской порнографии не обошла стороной и Республику Беларусь, хотя и не получила в нашей стране широкого распространения.

В январе 2012 года в г. Минске задержан преступник, изготавливавший порнографические материалы с изображением малолетних с использованием сети Интернет. Он зарегистрировался в популярной социальной сети под видом малолетней девочки. В этой же сети знакомился с реальными малолетними и под различными предлогами, выдавая себя за девочку, предлагал им совершить перед WEB-камерой действия сексуального характера (по самоудовлетворению). При этом он демонстрировал потерпевшим порнографические видеоролики, на которых якобы изображена девочка, от имени которой он и общался. С помощью компьютерной техники он записывал и хранил получившиеся порнографические видеофильмы.

По уголовному делу установлено четверо потерпевших. Преступник арестован, уголовное дело направлено в суд. Ему грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 13 лет.

Предвидя возможность роста в Беларуси преступлений, связанных с распространением детской порнографии, в том числе в сети Интернет, МВД инициировало введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за детскую порнографию.

Как итог, с декабря 2008 года в Беларуси действует статья 343, имеющая санкцию в виде лишения свободы сроком до 13-ти лет. Кроме того, как уже отмечалось, с 2012 года законодательно закреплено понятие детской порнографии.

Принятые в Беларуси меры позволили существенно снизить факты торговли людьми. Вместе с тем, использование занятия проституцией ещё остаётся на довольно высоком уровне.

Таким образом, проблема торговли людьми в Республике Беларусь решается комплексно и всесторонне. Созданный механизм противодействия “современному рабству” работает эффективно и позволяет обеспечивать безопасность населения страны. Однако совершенство не знает предела. Мы открыты для сотрудничества, рады перенимать положительный опыт зарубежных коллег и делиться своим.

Информация подготовлена главным управлением идеологической работы на основании материалов Управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Республики Беларусь