Рекомендации психолога как эффективно подготовиться к экзаменам и ЦЭ

Подготовка к сдаче экзаменов и ЦЭ – напряженный и ответственный этап в жизни каждого
выпускника. В этот период школьникам зачастую катастрофически не хватает времени, они
устают, недосыпают… Как наиболее эффективно подготовиться к контрольным испытаниям и не навредить
своему психическому и физическому здоровью? Как научиться мобилизовать себя и овладевать собственными
эмоциями? Как организовать себя в период подготовки к экзаменам?

Организация времени в период подготовки

к экзаменам и ЦЭ

Самонаблюдение – это хороший способ получения новой информации о себе, о собственной занятости, это
возможность проверить свою готовность учиться организовывать время. Природа предоставила в наше
распоряжение время, которое может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Но важно не позволять
ускользнуть ему и проанализировать причины его потери, а именно:
 не умею отделять важные дела от второстепенных;
 не применяю эффективные приемы запоминания учебного материала;
 не знаю своих биологических ритмов, часов наиболее высокой умственной работоспособности;
 отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
Определите хотя бы три основные причины «поглотителя» своего времени и попытайтесь устранить их.

Как лучше запомнить учебный материал

Для более эффективного запоминания учебного материала необходимо использовать разные виды памяти:
зрительную, слуховую, двигательную. Выясните свой ведущий тип памяти, с помощью которого вам легче
усваивать информацию, и в дальнейшем постарайтесь организовать работу так, чтобы применять именно его.
Осмысленность и прочность запоминания существенно повышает логическая работа с материалом опорой на
образные связи. Необходимо вызывать соответствующие образы, представить их зрительно, ассоциировать с
учебным материалом.

Осознанному запоминанию способствует смысловая группировка учебного материала. Для
этого необходимо:
 разделить материал на части, в каждой выделить главное; придумать к каждой заголовки,
которые служат смысловой опорой запоминания;
 установить связи между выделенными частями изучаемого материала и понять логическую
последовательность их расположения;
 прочитать материал полностью, определить его общий смысл.
Важным условием эффективного запоминания и длительного сохранения учебного материала в
памяти является повторение. Оно должно быть не пассивным, а активным. Также материал
необходимо пересказать. Повторное чтение создает иллюзию знания, так как не происходит
осмысленной переработки сведений.
Учебный материал запоминается надолго, если соблюдаются принципы рационального
повторения. Суть их состоит в следующем.
1. Необходимо повторять информацию после ее прочтения, так как материал чаще забывается на
первых стадиях запоминания (примерно через час, если его только прочитать). При запоминании
текстовой информации второй раз повторять ее желательно через 20 минут после первого, третий –
через 6–8 часов (в день запоминания), четвертый – на следующий день, через 24 часа. Чтобы
запомнить точные данные, повторять их второй раз лучше через 40–60 минут, третий – через 3–4
часа (в день запоминания), четвертый – в течение следующего дня .
Большое количество осмысленных повторений способствует прочному запоминанию учебного
материала.
2. Повторять нужно столько, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не
пропадала. Очень важно в этой ситуации сделать установку на длительный срок, чтобы экзамен не
прошел по схеме «сдал и забыл».
3. Промежутки времени между повторениями необходимо по возможности удлинять. Период,
когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, гораздо важнее для запоминания, чем
«рабочие» дни.
4. Сложный материал следует повторять в часы наибольшей умственной работоспособности, а
также перед сном, а затем утром, на свежую голову.